История нарядов XIX века

Листая пожелтевшие фотографии с изображениями модников и модниц позапрошлого века, можно безошибочно определить политические, культурные и прочие тенденции того времени. Каждой эпохе присущи свои эстетические идеалы и свои эталоны красоты, которые находили отражение во всем – в архитектуре, в живописи, в культуре и в моде.

Во все времена наряды служили барометром, по которому определяли сословие и социальный статус человека. Со сменой поколений меняется образ мыслей общества, меняются и его приоритеты в одежде. Для XIX века характерны переломные моменты, всего за сто лет разделившие моделирование костюмов на несколько категорий.

Портрет известного денди, французского писателя Робера де Монтескью. Джованни Болдини, 1897 год.

Портрет известного денди, французского писателя Робера де Монтескью. Джованни Болдини, 1897 год.

Путь длиною в сто лет

Каждую треть века мода обновлялась, сопровождая эпохи Империи, Романтизма и Капитализма. На протяжении всего столетия законодателем женской моды считается эмоциональный Париж, в то время как за мужским приталенным костюмом приходилось обращаться в рациональный Лондон.

Англия стала одним из первых центров мужской моды

Англия стала одним из первых центров мужской моды

Часто моду творили политики: во времена Наполеона его единомышленники носили знаменитые шляпы-треуголки в противовес его оппонентам, предпочитавшим цилиндры.

Республиканцы стремились выразить свои политические взгляды в одежде античного стиля ампир. В ту пору было популярным подражание костюмам древних римлян и эллинов. Впрочем, мода на женские платья с завышенной талией, оголенными руками и V-образным вырезом, сшитые из тонких струящихся тканей типа шелка, шифона, муслина, не утратила своей актуальности и по сей день.

Имперский шик

Пик славы императора Наполеона известен роскошными нарядами, дизайн которых был разработан придворными оформителями церемоний. На празднества женщинам предписывалось являться с драгоценными украшениями, в пышных, расшитых золотом или серебром платьях со шлейфами, валенсийскими кружевами и воротниками а-ля Мария Стюарт. Мужской вечерний наряд состоял из фрака с тройным воротником и панталонов типа «кюлот». Шелковые чулки, просторные плащи с надставленным воротом, береты с перьями или камнями завершали ансамбль придворного денди тех времен.

Празднества во дворце императора ослепляли пышностью нарядов

Празднества во дворце императора ослепляли пышностью нарядов

Модные французские веяния были благосклонно приняты в Старом Свете. Тем не менее, в Вене и Санкт-Петербурге дамы некоторое время игнорировали имперский блеск, предпочитая простой крой: здесь в моду входит длинное белое платье, из декора на котором лишь бархатный поясок и скупая вышивка. Но это длилось недолго, и вскоре французская мода покорила всю Европу.

Романтичная чувственность

Романтизм в искусстве, восторгающийся «нездешностью» миров и воспевающий хрупкость и утонченность во всем, требовал изменений и в моде.

Новые платья превратили женский образ из строгой античной богини в изящную статуэтку тончайшего фарфора. Жесткие корсеты из китового уса фиксировали девичьи талии, делая их похожими на стебелек. Расширенные книзу и слегка укороченные юбки на кринолине открывали соблазнительные женские щиколотки и в сочетании с верхней частью туалета напоминали своей формой колокольчик. Обилие лент и кружев, широкий в предплечье рукав, значительно сужающийся к запястью, глубокие декольте и щедрый декор – таков был вечерний наряд женщин 30-х годов XIX века.

Корсет и кринолин придавали женской фигурке сходство с экзотичным цветком

Корсет и кринолин придавали женской фигурке сходство с экзотичным цветком

Мужчины-придворные обзавелись модным аксессуаром – пелеринами. Это способствовало созданию романтичного и одухотворенного образа страстных и возвышенных мечтателей.

Модные тенденции капитализма

Со второй половины XIX века в европейской моде чувствуется перелом в пользу функциональности одежды. На выход мужчины облачаются во фраки, в обычные дни пользуются его усеченной версией – сюртуком, который застегивается на все пуговицы. Спустя десятилетие, на смену сюртуку придет пиджак, вышедший из состава охотничьего костюма и оформленный в самостоятельную деталь гардероба.

В конце 19 века появились первые пальто

В конце 19 века появились первые пальто

1871 год ознаменовался выпуском первой мужской сорочки с застежкой из пуговиц до самого низа, и она перестала считаться нижним бельем. Белая мужская сорочка была отличительной чертой знатности и состоятельности, ведь только богатый джентльмен мог позволить себе ее частые покупки, стирки и глажки. Рубашки с паттерном были признаны элементом делового костюма лишь к концу века. Впрочем, некоторые до сих пор подозревают, что сорочки, скажем, «в полосочку» носят лишь из желания скрыть несвежесть воротничка.

В отношении женщин продолжает бытовать мнение о том, что она всего лишь красивая игрушка, вывеска о состоянии дел своего мужа, беспечное и пассивное существо. Ей предписывается вести светскую жизнь и получать от жизни удовольствия, поэтому и наряды у прекрасной половины человечества соответствующие - напрочь лишены практичности.

Сюртук с укороченными полами постепенно уступает место пиджаку

Сюртук с укороченными полами постепенно уступает место пиджаку

Период платьев из богатых тканей, с пышными юбками, громоздкими фижмами и турнюрами, воланами и фестончиками со множеством декоративных элементов называют «вторым рококо». Гардероб женщин в это время весьма обширен и предусматривает ансамбли для завтрака, обеда, утренних прогулок, послеобеденных дефиле, вечерних балов и т.п. Большой ассортимент аксессуаров – зонтиков, шляпок, перчаток, драгоценностей, - делает образы изящнее и изысканнее.

Победа реализма

К концу XIX века наращивает обороты легкая промышленность, выпускающая одежду. Постепенно модные границы размываются, теряя признаки сословности и кастовости одежд. Развитие технологий приводит к насыщению рынка относительно недорогой и качественной одеждой, которая теряет свою эксклюзивность.

Неудобные и вычурные наряды  становятся пережитками прошлого

Неудобные и вычурные наряды становятся пережитками прошлого

Побеждает реализм, идущий рука об руку с утилитарным мышлением и экономической целесообразностью. Так гротескные, почти театрализованные костюмы, сшитые в начале века, к его концу были полностью заменены более удобными и прагматичными предметами гардероба, которые не сковывали движений и не препятствовали скорости передвижения.

Возврат к списку